Об авторском праве на фотографии питомца

     Кому же принадлежат права на фотографии домашних любимцев? Кто и как может и должен их использовать? Много написано статей и еще больше копий сломано на различных форумах по этому поводу. Фотографы не могут коротко и ясно донести свою точку зрения до владельцев «моделей». Владельцы не понимают, почему с оплаченными фотографиями их любимца они не могут делать все, что угодно. А журналы и рекламные агентства всем этим пользуются. Давайте попробуем разобраться в правах на использование фотографий животного фотографом и заказавшим съемку владельцем.


      И фотографам, и владельцам надо прежде всего понять следующее: редактора журналов, сотрудники рекламных агентств, веб-дизайнеры прекрасно знают об авторском праве и о том, что фотографу положен гонорар за использование его работы. Этот гонорар заложен в бюджете любого проекта или журнала. Но они экономят, причем не деньги, а время. Представьте, что им надо вникнуть в правовые отношения владельца животного и фотографа (потому как бывают же фотосессии с выкупом всех прав), потом найти фотографа и, что самое сложное, официально, со всеми бухгалтерскими заморочками, выплатить ему гонорар. И так по каждой фотографии. Тут надо целый дополнительный штат иметь. Из-за суммы в 10-20 евро. Поэтому фото размещают в номер и о них забывают с мыслью о том, что: автор не увидит своей карточки; не станет связываться; не разбирается; будет гордится тем, что его напечатали; в крайнем случае его отправят разбираться к владельцу животного, предоставившего фотографии. Они прекрасно понимают, что чаще всего фотограф и владелец друзья или хорошие знакомые. И все обойдется. А если попадется фотограф, разбирающийся в вопросе, после претенциозного письма они сами пойдут на сотрудничество - гонорар будет выплачен и договор подписан, потому как, особенно издательствам, удобно работать с одним автором, имеющим обширное портфолио по их теме. Конечно, бывают исключения - разовые проекты с ограниченным бюджетом.
      Здесь пора попытаться коротко и ясно донести до владельцев, что же такое авторское право. Уважаемые владельцы, сравните фотографию с книгой, которую вы покупаете в магазине. Вы ее приобрели и она ваша. Вы читаете произведение и смотрите иллюстрации. Вы можете ее подарить. С этой книгой вы можете сделать все, что угодно. Но, вам ведь не придет в голову отнести ее в издательство? А подправить там пару глав? А написать на ней свое имя? Или перевести ее на другой язык и отнести в издательство? Самим, без автора? А издательство ее у вас возьмет? А почему нет? :) А сканировать иллюстрации, сделать рамки и в магазине продавать? Может быть, всю книгу на перепечатать и на рынок? А все это как-то ущемляет ваши права как купившего книгу? Вы можете ее и продать, но ведь купивший ее тоже не сделает всего вышеперечисленного. То же самое с фото - есть автор и он имеет исключительное право на произведение. Что же делать владельцу, когда у него великолепное и любимое животное, он имеет красивые и качественные фото, в крупном журнале выходит статья о любимой породе и редакторы обещают под фото указать кличку собаки. Или производители корма просят для рекламы картинку. Или организаторам выставки тоже очень все надо, вариантов множество. Позвоните фотографу и свяжите его с теми, кто хочет использовать карточки. Или, если ваше животное столь востребовано и вы уверены, что это окупится, закажите ему фотосессию с выкупом всех прав / выкупите по договору права на уже сделанные фото.
      Уважаемые фотографы, вы тоже должны о себе позаботиться. Во-первых прописывайте авторские права и контакты в метаданных фотографий. И вас всегда найдут. Будьте готовы сотрудничать с издательствами и агентствами, вы должны четко объяснить им способы расчетов с вами. У вас должны быть все документы для этих расчетов. Должно быть доступное портфолио. Чем проще будет работать с вами, тем меньше у вас станет невыплаченных гонораров.
      P.S. Статьи 1259, 1265, 1266, 1270, 4 части Гражданского Кодекса РФ

Copyright © 2016. All Rights Reserved.